Газотурбинные технологии для транспорта и энергетики
 Домой / Медиа / СМИ о компании


2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
май
апрель
март
февраль
январь
2005
2004
2003
2002

Правительство делает ставку на региональный самолет RRJ.

7.02.2006

ИЗВЕСТИЯ.RU

Авиация в России - национальная тема, даже - национальная идея, как скажем, футбол или хоккей. В одном из недавних ток-шоу актер и режиссер Владимир Меньшов бросил упрек правительству: мол, есть куда тратить деньги законсервированного стабилизационного фонда, в частности - на авиацию. На что вице-премьер Александр Жуков сказал: "Правительство считает, что реально в 2006 году серьезно увеличить инвестиционный расход. Вот вы, Владимир Владимирович, сказали о том, что у нас самолетостроение находится в очень плохом состоянии. Правительство это понимает, начинает финансирование очень серьезной программы, которая позволит нам создать принципиально новый самолет. Это российский региональный самолет RRJ... На мировом рынке есть ниша, где можно выйти с этим самолетом..."

Вице-премьер точен в формулировке: программа очень серьезная. Национальный авиаперевозчик "Аэрофлот" уже заказал 30 машин, но в контракте жестко оговорил, что поставки должны начаться в ноябре 2008 года, иначе - санкции. Так что сроки обязывают.

"В Комсомольске-на-Амуре, где будет производиться сборка, - рассказывает генеральный директор Авиационного холдинга "Сухой" Михаил Погосян, - полным ходом идет изготовление деталей планера, в феврале-марте начнется сборка элементов центроплана, а во втором квартале - сборка планера. На заводе в Новосибирске делают кабину и хвостовое оперение. Работы идут в соответствии с графиком, согласованным с "Аэрофлотом". Первый самолет предназначен для статических испытаний. Второй и третий опытные образцы - для летных. Во втором запуске будут изготовлены еще два самолета для летных испытаний и один самолет для ресурсных. И лишь потом пойдут серийные самолеты для авиакомпаний..."

Во второй половине января прошла очередная конференция поставщиков систем для семейства самолетов RRJ. Конференция - смотр текущей готовности комплектующих. Отклонений от плана нет.

"Программа RRJ находится на этапе, требующем консолидации всех участников проекта. Мы начинаем стендовую отработку систем самолета, в марте на территории ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого" (ГСС) будет установлен пилотажный стенд, а уже к концу 2006 года должен быть завершен монтаж "электронной птицы" - стенда комплексирования бортового оборудования", - комментирует ход работы по проекту генеральный директор ЗАО Виктор Субботин. То есть уже до сборки первого летного образца на земле на стендах будет налажена и тщательно проверена работа всех электронных систем самолета в комплексе.

На конференции было отмечено, что меняется отношение к проекту со стороны многих российских компаний. Так, к производственной кооперации подключилось Воронежское авиастроительное объединение, на котором будут производиться детали из композитных материалов, на долю которых приходится до 15% поверхности планера.

Состоявшееся 20 января подписание контракта на поставку двигателей SaM146 для самолетов семейства RRJ — событие для проекта весьма знаменательное. Контракт подписали: со стороны ЗАО "ГСС", разработчика и производителя самолета, Виктор Субботин, а от разработчика двигателей SaM146, компании Power Jet (совместное предприятие НПО "Сатурн" и французской компании Snecma), ее генеральный директор Мишель Дешелотт. "В этом двигателе воплотились самые передовые технологические решения, которые полностью отвечают требованиям наших заказчиков - авиакомпаний", - заявил генеральный директор ЗАО Виктор Субботин.

Производиться двигатель будет в Рыбинске. На территории "Сатурна" уже построен новый цех площадью более 10 тыс. кв. метров. Он оснащается современнейшим оборудованием и уникальными испытательными стендами. По словам первого замгендиректора НПО "Сатурн" - директора программы SaM146 Игоря Юдина, работа над двигателем идет в соответствии с графиком. В мае начнутся стендовые испытания двигателя, а первая обкатка в летной лаборатории Ил-76 намечена на февраль 2007 года. Процесс идет, скоро у нас будет новый самолет.

СПРАВКА: ЗАО "ГСС" основано в 2000 году для реализации проектов в области гражданской авиации. Компания отвечает за полный жизненный цикл продукта: маркетинг, разработка, проектирование, производство, продажи и послепродажная поддержка. Основной проект - самолет RRJ.




Лыжники спортклуба НПО "Сатурн" в олимпийской сборной России.

7.02.2006

АвиаПорт.Ру

Представлять Россию и бороться за победу на ХХ зимних Олимпийских играх будут пять лыжников спортивного клуба НПО "Сатурн". Ольга Завьялова, Елена Бурухина, Сергей Новиков и Павел Коростелев вошли в основной состав Олимпийской сборной, Светлана Нагейкина - в качестве запасной женской команды.

За медали на Олимпиаде в Турине будут также состязаться хорошо известные в Рыбинске спортсмены-лыжники, которым НПО "Сатурн" неизменно предоставляет возможность тренировок на лучшей в России лыжной трассе в Демино (в 20 километрах от Рыбинска), где расположен и элитный гостиничный городок для комфортного отдыха после максимальных нагрузок.

В начале января в Демино на базе Спортивного Клуба НПО "Сатурн" прошли первые отборочные соревнования лыжников. Ярославская земля принесла удачу, подтвержденную и на последнем этапе отбора лыжников на Олимпиаду-2006 в армянском Цахкадзоре, как пятерым "сатурновцам", так и остальным членам основного состава сборной - Ивану Алыпову, Ивану Артееву, Ивану Бабикову, Евгению Дементьеву, Александру Легкову, Николаю Панкратову, Василию Рогачеву, Максиму Вылегжанину (запасной); Наталье Барановой, Ларисе Куркиной, Наталье Матвеевой, Евгении Медведевой, Ольге Рогачевой-Москаленко, Алене Сидько, Юлии Чепаловой.

На трассах Цахкадзора лыжники СК "Сатурн" не подвели своих болельщиков. Победительница чемпионата России в женском марафоне на 30 км Ольга Завьялова вновь подтвердила свою классность и универсальность. На высоте 2000 м она показала лучшее время в двух гонках: на 10 км "классикой" и 15 км "коньком". Спортсменка СК "Сатурн" Елена Бурухина в обеих гонках финишировала за лидером. За счет цахкадзорских побед Ольга вышла на второе место (103 очка). Наталья Коростелева на 10 км была пятой, а на 15 км - четвертой. У нее третья позиция в спринтерском зачете (45 очков). Заслуженный мастер спорта Светлана Нагейкина финишировала на классической дистанции четвертой, "коньком" - восьмой. Пробежал гонки на 15 км и 30 км и вошел в тройку призеров на 15 км "классикой" Сергей Новиков. Он набрал 70 очков и поделил в общем зачете второе место с Александром Легковым. В гонке на 30 км седьмой результат показал Павел Коростелев.

2 февраля лыжники российской сборной улетели в Давос, где проходят предолимпийские сборы. 10 февраля состоится торжественное открытие Зимних Олимпийских игр в Турине, а уже 12 февраля пройдут первые старты лыжников. 18 тысяч "сатурновцев" желают своим спортсменам, как и всем российским олимпийцам, только звездных высот!




В 2006 году в Москве будут построены две тепловых станции с энергоустановками производства НПО "Сатурн".

31.01.2006

ИНТЕРФАКС-АВН

Научно-производственное объединение (НПО) "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область) поставит энергоустановки для строящихся в Москве районных тепловых электростанций, сообщает пресс-служба предприятия.

"Планами департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы на 2006-2008 годы предусмотрен ввод в текущем году в строй еще двух районных тепловых станций на базе газотурбинных технологий "Сатурна" - в Переделкино и Зеленограде", - говорится в сообщении НПО "Сатурн", поступившем в "Интерфакс-АВН" во вторник.

Согласно сообщению, эти районные тепловые станции будут иметь электрическую мощность 12 МВт и тепловую мощность 24 Гкал/ч.

"В целом НПО "Сатурн" осуществит поставку восьми энергоустановок ГТА-6РМ для четырех районов Москвы", - отмечается в сообщении.

По информации пресс-службы, в период беспрецедентно низких для Москвы температур января 2006 года, когда температура опускалась ниже 30 град. по Цельсию, районные станции "Курьяново" и "Пенягино", созданные на основе двух газотурбинных агрегатов ГТА-6РМ производства НПО "Сатурн", работали без перебоев, обеспечивая москвичей электричеством и теплом.

"Энергоустановки "Сатурна" аналогичной мощности успешно эксплуатируются в десятках регионов России в различных климатических условиях, проявляя высокую надежность авиационных технологий", - говорится в сообщении.

По информации пресс-службы, во время недавнего посещения районной теплоэлектростанции (РТЭС) "Курьяново" мэр Москвы назвал "хорошим делом" опыт применения авиационных высоких технологий НПО "Сатурн" для выработки электричества и тепла. Юрий Лужков ознакомился с работой газотурбинного комплекса на станциях. В мероприятии также принял участие гендиректор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин.

По информации НПО "Сатурн", Ю.Лужков особо отметил эффективность авиационных технологий в сфере теплоэнергетики, в частности использования энергоблоков электрической мощностью по 6 МВт мощности, созданных на уже отработанных турбинах самолета Ту-154.

"Мы взяли эти турбины, пристроили к ним электрические генераторы, пропускаем специально подготовленный газ И мы получаем, кроме всего прочего, горячую воду, которой мы отапливаем наши дома, жилой сектор. Хорошее дело. КПД таких установок по использованию газа - уже за 70%", - приводятся в сообщении слова Ю.Лужкова.

По информации НПО "Сатурн", мэр Москвы отметил инвестиционную привлекательность данных проектов, проявленный интерес бизнес-сообщества к созданию современных генерирующих объектов и сказал, что столица и "впредь будет решать вопросы энерго- и теплообеспечения формированием энергосберегающих систем на основе газовых турбин, неизменно повышая КПД установок".

В основе комплекса РТЭС "Курьяново" - два газотурбинных агрегата ГТА-6РМ разработки и производства НПО "Сатурн". Номинальная электрическая мощность газотурбинного комплекса составляет 12 МВт, тепловая - 24 Гкал/ч. Эффективность использования топлива - 78-82%.

Эксплуатация РТЭС была начата в июле 2005 года. Ежегодно станция может вырабатывать около 110 млн кВтч. электроэнергии, общий годовой отпуск теплоэнергии составит около 1 600 тыс. Гкал. В настоящее время "Курьяново" обеспечивает электричеством и теплоэнергией районы "Печатники" и "Марьино". Услугами теплоснабжения пользуется около 90 тысяч человек.




Применение газотурбинных агрегатов НПО "Сатурн" на РТЭС "Курьяново" мэр Москвы признал хорошим делом.

28.01.2006

AVIAPORT.RU, AVIA.RU

28 января 2006 года мэр Москвы Юрий Лужков ознакомился с работой газотурбинного комплекса на районной теплоэлектростанции (РТЭС) "Курьяново", признав "хорошим делом" опыт применения авиационных высоких технологий НПО "Сатурн" для выработки электричества и тепла. В мероприятии так же приняли участие руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, Генеральный директор ОАО "МОЭК" Александр Ремезов, первый зам. начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы Сергей Романовский, Генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин, директор по наземным промышленным программам НПО "Сатурн" Олег Брындин и другие официальные лица.

Обращаясь к журналистам, Юрий Лужков отметил: "Вы видели на станции уже действующие два блока. Очень интересные. Они небольшие, дают по 6 МВт электрической мощности. Эти блоки работают на уже отработанных турбинах самолета Ту-154. Мы взяли эти турбины, пристроили к ним электрические генераторы, пропускаем специально подготовленный газ… И мы получаем, кроме всего прочего, горячую воду, которой мы отапливаем наши дома, жилой сектор. Хорошее дело. КПД таких установок по использованию газа уже за 70%".

Отметив высокую инвестиционную привлекательность данных проектов, проявленный интерес бизнес-сообщества к созданию современных генерирующих объектов, Юрий Лужков пояснил, что Москва и впредь будет решать вопросы энерго и теплообеспечения формированием энергосберегающих систем на основе газовых турбин, неизменно повышая КПД установок. "Деньги от повышения КПД будут приходить инвесторам, как компенсация за их вложения, городу и государству, как компенсация за то, что мы сегодня не жжем, как в свое время Менделеев сказал "ассигнации", переводя энергию газа только в энергию горячей воды".

В основе комплекса РТС "Курьяново" - два газотурбинных агрегата ГТА-6РМ разработки и производства ОАО "НПО "Сатурн" (Ярославская область, г. Рыбинск). Номинальная электрическая мощность газотурбинного комплекса составляет 12 МВт, тепловая - 24 Гкал/ч. Эффективность использования топлива - 78-82%.

Эксплуатация РТЭС была начата 7 июля 2005 года. Ежегодно станция может вырабатывать около 110 млн кВтч. электроэнергии, общий годовой отпуск теплоэнергии составит около 1 600 тыс. Гкал. В настоящее время "Курьяново" обеспечивает электричеством и теплоэнергией районы "Печатники" и "Марьино". Услугами теплоснабжения пользуется около 90 тысяч человек.

В период беспрецедентно низких для Москвы температур января 2006 года (- 37) РТС "Курьяново", как и сданная в конце 2005 года РТС "Пенягино", так же на основе двух ГТА-6РМ НПО "Сатурн", работали без перебоев, обеспечивая москвичей электричеством и теплом.

В этом году планами департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы на 2006-2008 г.г. предусмотрен ввод в строй еще двух районных тепловых станций на базе газотурбинных технологий "Сатурна" электрической мощностью 12 МВт и тепловой мощностью 24 Гкал/ч.: на РТС "Переделкино" и РТС г. Зеленограда. В целом НПО "Сатурн" осуществит поставку восьми энергоустановок ГТА-6РМ для четырех районов Москвы.

Энергоустановки "Сатурна" аналогичной мощности успешно эксплуатируются в десятках регионов России в различных климатических условиях, проявляя высокую надежность авиационных технологий.




И в небесах, и на море.

27.01.2006

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

В одном из первых январских номеров "Красной звезды", подводя итоги 2005 года, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин отметил, что в оборонно-промышленном комплексе все больше становится предприятий, способных обеспечить разработку и производство самых современных образцов вооружений и техники, необходимых силовым структурам. К ним экс-секретарь Совета Безопасности РФ отнес Научно-производственное объединение (НПО) "Сатурн". Действительно, это предприятие у нас в стране и за рубежом известно как динамично развивающаяся структура в области авиационного двигателестроения. И вот на днях ведущая российская фирма объявила об открытии структурного подразделения в Санкт-Петербурге в целях создания и производства газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России.

Открытие филиала - логический этап той работы, которую НПО "Сатурн" проводит в течение десяти лет. Программа создания российских корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) началась после утраты конструкторской и производственной базы по данным изделиям. В союзном государстве эта работа более пятидесяти лет велась на Украине. Причем разрабатывались и производились не только двигатели, но и энергетические установки для корабля целиком. Ведь сам по себе двигатель не самоцель, для корабля требуется вся система, обеспечивающая его движение. Директор программы "Сатурн" - ВМФ" Леонид Иванов и контр-адмирал Святослав Мосцеев рассказали о проделанной работе и поделились планами на ближайшее будущее по морской тематике.

Еще в 1993 году была создана совместная российско-украинская фирма ЗАО "Турборус", которая разрабатывала судовую энергетическую установку на базе двигателя М90ФР мощностью 27 500 л.с. для кораблей класса "фрегат" и "эсминец". Начальный этап ОКР проводился совместно украинским НПКГ "Зоря-Машпроект" и Рыбинским конструкторским бюро моторостроения (РКБМ) (ныне оно как ОКБ-1 входит в состав НПО "Сатурн"). Осенью 2005 года ГТД М90ФР успешно прошел государственные испытания в составе газотурбинного агрегата М56. В итоге этой работы Россия получила первый корабельный двигатель, юридически принадлежащий ей, производство которого можно выполнять в стране. На РКБМ был также освоен ремонт ГТД и судовых агрегатов украинского производства для ракетных катеров "Молния", которые широко используются как нашим ВМФ, так и зарубежными. Именно с этого началось накопление эксплуатационного опыта.

В 2001 году главкоматом ВМФ была утверждена концепция создания российской базы морского газотурбостроения. При ее разработке исходили из необходимости активизации опытно-конструкторских работ по созданию базовых двигателей, которые могли бы обеспечить потребности ВМФ России в этом виде судовой энергетики. В рамках этой программы на НПО "Сатурн" была выполнена реконструкция стендовой базы и осуществлена модернизация производства.

Работы, выполняемые в г. Рыбинске, это не копирование украинского опыта, а свой путь по использованию конструкторских, инженерных и технических заделов Рыбинского КБ моторостроения. За основу взят высокоэффективный газогенератор для перспективного всережимного бомбардировщика, разрабатывавшегося в 80-е годы. На его базе началось создание М75РУ в классе 5.000 - 7.000 л.с. и М70ФРУ - 12.000 - 14.000 л.с. Параллельно на его же основе создавался двигатель для газоперекачивающих агрегатов по заказу ОАО "Газпром". Лидерная установка по "наземному" проекту три года назад прошла межведомственные испытания, на сегодняшний день наработала 8.000 часов.


Здесь надо особо отметить, что НПО "Сатурн", выполняя заказ ОАО "Газпром", отказалось от старой практики многих авиационных заводов. Реализована новая идеология изготовления и комплексной поставки газоперекачивающих агрегатов целиком. Денежные средства, полученные за счет серийного выпуска агрегатов для "Газпрома", позволили продвинуть и морскую тематику производственного объединения. В дальнейшем и государство изыскало возможности для увеличения финансирования, что обеспечит окончание ОКР в 2006 - 2007 гг. По прогнозам специалистов, при реализации своей морской программы НПО "Сатурн" сможет в ближайшие 10 лет поставить различным заказчикам судовые энергетические установки с 260 базовыми ГТД М75РУ и М70ФРУ.

Почему государство уделяет этой теме особое внимание?

Не секрет, что в настоящее время отечественные ГТД уступают по некоторым качественным характеристиками своим зарубежным аналогам. Однако без обладания опытом эксплуатации силовых установок невозможно дальнейшее продвижение вперед, а оно того стоит. К тому же после оснащения новыми установками российские корабли ВМФ и других силовых структур станут быстроходнее. Может, тогда из новостей исчезнут сообщения о длительных преследованиях иностранных судов, нарушающих наши морские границы с целью браконьерского промысла.

Не менее весомой причиной является создание специальных амфибийных транспортных средств для реализации программы освоения новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и шельфа Арктики. Здесь, кстати, для транспортировки вахт, техники и грузов могут использоваться суда, близкие по конструкции к десантным кораблям на воздушной подушке "Зубр" и "Мурена". Помимо этого, способные работать на соленом морском воздухе газотурбинные двигатели найдут применение на буровых платформах и припортовых объектах.

Российскими разработками уже заинтересовались некоторые зарубежные страны. Однако на внешний рынок могут продвигаться не только корабли, но и сами двигатели и агрегаты. Многие из стран - партнеров по военно-техническому сотрудничеству - имеют намерение модернизировать ранее купленные у нашей страны корабли с газотурбинными судовыми энергоустановками. Речь может идти и о комплектовании кораблей зарубежных проектантов, например, в классе "корвет". Однако, прежде чем принимать окончательное решение, потенциальные заказчики хотят увидеть реализованный проект российского корабля с газотурбинным или дизель-газотурбинным агрегатом.

В соответствии с "Концепцией создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" НПО "Сатурн", который определен головным разработчиком по этой тематике, завершает работы по созданию опытной партии базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей 4-го поколения. Государственные испытания двигателя М75РУ пройдут уже во второй половине 2006 года, а в первом квартале 2007 года - М70ФРУ.

Создание и производство газотурбинных корабельных агрегатов требуют налаживания широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, локальную систему управления, другие узлы и комплектующие. С этой целью на 2-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, который прошел в прошлом году, ОАО НПО "Сатурн" (комплексный головной поставщик), ЗАО "Завод "Киров-энергомаш" - дочернее предприятие ОАО "Кировский завод" (агрегаты) и ФГУП НПО "Аврора" (системы управления кораблями) подписали генеральное соглашение. На головное предприятие решением Главкомата Военно-морского флота возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов. Серийное производство и сервисное обслуживание данных судовых двигателей также будут вести в Рыбинске.

Очередным этапом в организации кооперации российских предприятий по созданию судовых газотурбинных агрегатов (ГТА) стало формирование в Санкт-Петербурге филиала НПО "Сатурн", основные задачи которого - разработка судовых ГТА на базе новых российских судовых ГТД 4-го поколения и реализация соглашений о производственной кооперации.

Такое решение, как пояснил директор программы "Сатурн" - ВМФ" Леонид Иванов, вполне закономерно. Санкт-Петербург занимает особое место в судостроительной отрасли России. Здесь сосредоточены ведущие научные учреждения, курирующие вопросы боевого применения и конструкций кораблей и судов (1-й ЦНИИ Минобороны РФ, 24-й ЦНИИ Минобороны РФ, ЦНИИ им. академика Крылова и др.), ведущие учебные заведения по судовым ГТУ (Военно-морской инженерный университет, Морской технический университет, Университет "ВоенМех", Военно-морская академия и др.), крупнейшие судостроительные КБ, разрабатывающие проекты с газотурбинными судовыми установками (ЦМКБ "Алмаз", Северное ПКБ и др.), серийные заводы, строящие корабли с судовыми ГТУ (Северная верфь, Балтийский завод, СФ "Алмаз", МЗ "Алмаз" и др.), основные производители редукторов (ЗАО "Киров-энергомаш", ОАО "Звезда" и др.) и САУ для судовых энергетических установок различных видов (ФГУП НПО "Аврора"). Не случайно именно здесь проводятся ведущие российские выставки по военному кораблестроению ("Морской салон") и гражданскому морскому судостроению ("Нева"). Именно в этом городе придется непосредственно решать большинство вопросов, связанных с привязкой судовых ГТА к конкретным проектам кораблей, взаимодействием с ключевыми контрагентами.

Руководителем филиала - заместителем директора программы "Сатурн" - ВМФ" назначен Евгений Чихачёв, который ранее работал на заводе им. Климова, главным конструктором корабельных ГТА - Валентин Паюсов, до последнего времени - главный конструктор ОАО "Звезда". Под их руководством будет работать полноценное подразделение, укомплектованное квалифицированными специалистами ведущих заводов Санкт-Петербурга, КБ и институтов морского и газотурбинного направления, с большим опытом работы на предприятиях. Все это позволит быстро и грамотно решать задачи, поставленные перед филиалом в частности и НПО "Сатурн" в целом в плане создания российских ГТА для обеспечения потребностей ВМФ РФ и других силовых структур, а также гражданских проектов и экспорта.

В заключение отметим еще одну деталь. По мнению директора программы "Сатурн" - ВМФ" Леонида Иванова, российско-украинское сотрудничество по этой тематике могло бы иметь хорошую перспективу. Однако политическая нестабильность, таможенные процедуры, введенный украинской стороной в прошлом году НДС на кооперационные поставки и некоторые другие проблемы мешают этому. Украинские партнеры НПО "Сатурн" ожидают итогов парламентских выборов. С точки зрения экспертов, у НПО "Сатурн" имеется резерв времени, но к концу года России и Украине необходимо принять решение по перспективам дальнейшего сотрудничества в этом вопросе: действуем мы на внешнем рынке сообща или политические амбиции возобладают в ущерб экономической целесообразности.

И еще. Как говорилось выше, у программы ГТД морской тематики довольно хорошие перспективы не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. А это, согласитесь, возможность привлечения немалых инвестиций, государственных средств, ведь Концепция по ГТД рассчитана не на один год. Вот почему в последнее время появилось немало блефующих организаций промышленности, желающих только поучаствовать в "дележе пирога" под предлогом пересмотра ранее принятых решений на уровне Правительства РФ. Однако, думается, у государства нет причин для пересмотра своей позиции в данном вопросе. В этом мы убедились на примере головного разработчика морских ГТД. У этой программы, как говорят летчики, чистый горизонт, а моряки - семь футов под килем.

Юрий Авдеев




RRJ обзавелся двигателями.

23.01.2006

«БИЗНЕС»

Компания ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписала в пятницу контракт с компанией Power Jet (совместное предприятие между российским ОАО НПО "Сатурн" и французской компанией Snecma) на поставку двигателей SaM146 для перспективных российских средне-магистральных самолетов RRJ. На сегодняшний день на новый самолет имеется 134 подтвержденных заказа.

"В этом двигателе воплотились самые передовые технологические решения, которые полностью отвечают требованиям наших заказчиков - авиакомпаний",- не без гордости заявил на церемонии подписания контракта генеральный директор ЗАО ГСС Виктор Субботин. "Контракт отражает наши долгосрочные обязательства перед ЗАО ГСС",- заверил его в ответ генеральный директор фирмы Power Jet Мишель Дешелотт.

Как сообщил "Бизнесу" первый замгендиректора НПО "Сатурн", директор программы SaM146 Игорь Юдин, работа над созданием двигателя идет полным ходом в строгом соответствии с установленным графиком. "В апреле 2006 года первый двигатель будет собран, а в мае начнутся его стендовые испытания,- сказал он.- Первая обкатка в летной лаборатории намечена на февраль 2007 года".

Стоимость всего контракта и одного двигателя участники проекта назвать отказались, однако, по имеющейся у "Бизнеса" информации, она составит $3,2 млн. ГСС рассчитывает продать около 800 самолетов RRJ (из них 200 в России), что будет означать производство почти 2 тыс. двигателей и, соответственно, доход в размере около $5 млрд.

По мнению специалистов, качество и обслуживание российско-французского двигателя будут намного выше, чем у ближайшего конкурента, украинского двигателя Д-436.

"Главное преимущество двигателя SaM146 - низкие цены на техобслуживание и ремонт,- говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Показатели расхода топлива у него тоже лучше, чем у Д-436".

Общий объем инвестиций в проект будет равен 50 млн евро. НПО "Сатурн" участвует зданиями, сетями коммуникаций и поставками оборудования, а французская сторона - только оборудованием. В рамках работы над двигателем французское правительство выделило фирме Snecma возвратный кредит в размере 140 млн евро. Российская сторона тоже получила госфинансирование и поддержку частного капитала.

Так, НПО "Сатурн" вложило в проект 3,9 млрд руб. собственных средств, получило 3,7 млрд руб. от правительства и 2,4 млрд руб. в виде коммерческих займов.

Корреспондент: Владимир Степанов




Компании "Сухой" и "ПауэрДжет" подписали окончательное соглашение о поставках двигателей SaM146 для самолетов RRJ.

23.01.2006

МОСКВА, Корр.АРМС-ТАСС

ОАО "Гражданские самолеты "Сухого" в лице ее генерального директора Виктора Субботина и компания "ПауэрДжет" в лице ее президента Мишеля Дешалота подписали окончательное соглашение о поставках двигателя SaM146 для перспективного российского регионального самолета RRJ. Этим соглашением определяется области взаимодействия двух компаний в вопросах разработки, производства и коммерции.

"История RRJ и SaM146 - это история взаимного доверия. Без этого доверия невозможно было бы преодолеть всех проблем, которые мы имели. Мы уверены, что SaM146 - это энергия успеха RRJ", - заявил Мишель Дешалот на церемонии подписания соглашения.

В свою очередь В. Субботин назвал подписание соглашения "очень важным событием в истории нашей программы". "Оно потребовало от наc большой работы не только в отношении того, что мы делаем, но и в понимании взаимоотношения с компанией СНЕКМА. Это только первый важный этап нашего сотрудничества. Теперь предстоит большая работа по его реализации, по производству двигателя и его сертификации", - добавил Виктор Субботин.

Испытания первого двигателя SaM146 начнутся в мае текущего года, заявил первый заместитель генерального директора НПО «Сатурн» по программе SaM146 Игорь Юдин на церемонии подписания контракта о поставках этого двигателя для самолетов RRJ .

По его словам, в ближайшие дни начнутся испытания вентилятора для первого SaM146 на стенде ЦИАМа, а в апреле будет осуществляться его сборка. Второй двигатель будет готов в октябре текущего года, а каждый последующий, предназначенный для сертификационных испытаний, будет собираться с интервалом в один месяц.

Компания "ПауэрДжет" построит в общей сложности около двадцати двигателей SaM146 для сертификационных испытаний, в том числе 9 - для испытаний на стендах и 8 для испытаний на 4-х летных опытных образцах RRJ (по два на самолете). Для этих же целей будет построено несколько запасных силовых установок.

Как сообщил Игорь Юдин, программа разработки двигателя для российского регионального самолета реализуется в строгом соответствии с запланированным графиком. В настоящее время в Рыбинске завершается создание уникальной испытательной базы, соответствующей всем мировым стандартам и включающей три испытательных бокса. Первый из них (номер 26) будет запущен в эксплуатацию в марте текущего года. Эксплуатация боксов 27 и 28 начнется к концу года.

Под Рыбинском завершается подготовка уникального, второго в мире, открытого акустического испытательного стенда, запуск которого планируется на июнь. А в ЛИИ им. Громова завершается подготовка к испытаниям летной базы и летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Летные испытания SaM146 на ней планируется начать в феврале 2007 года, а испытания двигателя в составе RRJ - в августе - сентябре того же года.

Новый современный цех на территории НПО "Сатурн" по производству компонентов SaM146 уже начал работать. Пока в нем производятся комплектующие для наземных газотурбинных установок для НПО "Сатурн" и некоторых комплектующих для СНЕКМы, отметил Игорь Юдин.

Двигатель SaM146 тягой 4,3 - 5,3 т, который разрабатывается и производится СП "ПауэрДжет" (СНЕКМА и НПО "Сатурн") предназначен для оснащения семейства самолетов RRJ, размерности 60, 75 и 95 пассажирских мест.

В декабре 2005 г. авиакомпания "Аэрофлот" разместила заказ на 30 самолетов RRJ. К настоящему моменту ЗАО "ГСС" имеет заказы в форме контрактов, опционов и писем о намерениях на поставку 134 машин.




Программой развития вооружений России не предусматривается дублирующих НИОКР по корабельным ГТД.

19.01.2006

АРМС-ТАСС

В проекте государственной программы развития вооружений России до 2010 года не предусматривается дублирующих НИОКР по корабельным газотурбинным двигателям, заявил заместитель директора НПО "Сатурн" по военным программам, контр-адмирал ВМФ Святослав Мосцеев, комментируя появившиеся в СМИ публикации о намерении отдельных фирм участвовать в тендере по созданию ГТД для российских военных кораблей.

По словам контр-адмирала, существует ряд нормативно-правовых документов, в которых в качестве головного поставщика ГТД 4-го поколения и комплексного поставщика газотурбинных агрегатов, созданных на их базе, определено НПО "Сатурн".

Это, в первую очередь, утвержденная в 2001 году решением Главкомата военно-морского флота "Концепция создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ". В гособоронзаказе на 2006 год в очередной раз средства на ОКР и НИОКР по этой тематике выделяются "Сатурну". НПО "Сатурн" прописан также в проекте Программы развития вооружений РФ до 2010 года и в Программе строительства ВС России до 2010 года, утвержденной президентом в январе.

В конце марта, сообщил Мосцеев, ВМФ четко определит облик морских сил общего назначения и роль и место газотурбинных катеров и кораблей в ней, где также будут фигурировать ГТД "Сатурн". А Федеральная пограничная служба России уже в 2005 году утвердила двигатели "Сатурна" в качестве обязательных для установки на ряд судов, заказываемых у судостроительной промышленности в ближайшие 10 лет.

У российских военных нет лишних средств, "чтобы оплачивать параллельные технологии", отметил контр-адмирал. Поэтому, по его словам, Коллегия минобороны 24 декабря 2005 года еще раз подчеркнула необходимость исключения дублирующих проектов и НИОКР с неопределенными сроками выхода в серию.

Как, со своей стороны, отметил директор программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов, все предприятия и организации, заинтересованные в ее реализации, подписали генеральное соглашение с НПО "Сатурн" или заявили о себе. Те же, кто остался в стороне и намерен в одиночку создавать корабельные ГТД, и, в частности, ММПП "Салют", "поступают, по меньшей мере, не благоразумно".

Государство уже выделило около 1 млрд дол на российский судовой ГТД М90ФР мощностью 27500 л.с. для фрегатов, совместно созданный НПО "Сатурн" и украинским НПП "Зоря - Машпроект". Осенью 2005 года этот двигатель успешно прошел госиспытания в составе газотурбинного агрегата М56. Не менее 1,5 млрд руб. финансируется из госбюджета на полностью российские корабельные ГТД 4-го поколения М75РУ и М75ФРУ, которые также готовятся к испытаниям.

"Других средств в госбюджете не предусматривается, а разрабатывать на собственные средства то, что уже создано, "Салюту" вряд ли целесообразно", - подчеркнул Иванов.

Кроме того, отметил специалист, "сам по себе корабельный ГТД не имеет высокой ценности. Значимость имеет двигательный агрегат в комплексе с ГТД, редуктором и прочими комплектующими. Для его создания необходима технологическая цепочка и кооперация предприятий, которые НПО "Сатурн" выстраивал и формировал с момента развала СССР, когда производственная и конструкторская базы создания корабельных двигателей оказались за рубежом (на Украине). ММПП "Салют" такими технологиями не владеет".




RRJ выходит на мировой рынок.

19.01.2006

РИА Новости

Одной из наиболее динамично развивающейся и, пожалуй, самой амбициозной авиастроительной программой, осуществляемой в настоящее время в России, является программа создания регионально-магистрального пассажирского самолета RRJ (Russian Regional Jet). Причем, первый образец планируют поднять в воздух уже в следующем году.

Самолеты семейства RRJ - продукт, сочетающий в себе передовые технические решения, хорошие летные характеристики и экономические показатели, а также современную инфраструктуру поддержки заказчика.

О том, что Россия, совершенно однозначно, движется на мировой рынок региональных самолетов, свидетельство тому - подписание в конце ноября 2005 г. между российской компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и дубайской авиационной лизинговой компанией "Конкорд Авиэйшн" (Concord Avitaion) контракта на поставку сорока перспективных российских самолетов на 95 пассажиров (модификация RRJ-95).

Одновременно Россия защищает свою позицию по региональным самолетам и на внутреннем рынке: также в ноябре ГСС и "Аэрофлот" подписали контракт на поставку тридцати RRJ. Общая сумма контракта составляет 820 млн. долл. Еще раньше было подписано предварительное соглашение на поставку RRJ с авиакомпанией "Сибирь". Среди крупных потенциальных заказчиков самолета - Финансовая лизинговая компания.

Минпроэнерго РФ рассматривает RRJ в качестве одного из наиболее перспективных проектов, который сможет обеспечить качественный рывок отечественного гражданского авиастроения и выведет его на уровень ведущих миро-вых производителей, и собирается финансировать создание RRJ в объеме 36 млрд. руб. Разработчики самолета получили также гарантии по займам. В то же время RRJ - чисто коммерческий проект, и государство выступает здесь лишь как инвестор, деньги будут возвращены в казну с продаж серийных машин.

Беспрецедентными для российской практики является и тот факт, что уже на этапе разработки начался процесс продажи самолета, еще не воплощенного в металл даже в опытных образцах.

Справедливости ради следует отметить, что RRJ все же не стопроцентно отечественный продукт, а самолет, который создается в широкой международной кооперации с ведущими мировыми поставщиками комплектующих. В частности, на нем будет установлен двигатель SaM146 разработки "Пауэрджет" (PowerJet) - совместного предприятия французской компании Snecma (Safran Group) и российского НПО "Сатурн". Первый SaM146 планируется испытать в марте 2006 г. на летающей лаборатории на базе Ил-76, а уже в октябре двигатели этого типа должны поднять в воздух первый опытный экземпляр RRJ.

Среди других зарубежных поставщиков комплектующих для российского самолета и такие фирмы, как Tholes (авионика), Liebherr (системы управления), Honeywell (вспомогательная силовая установка), Messier Dowty (шасси), Intertechnigue (топливная система), Hamilton Sundstrand (система электроснабжения), Air Cruisers (аварийно-спасательное оборудование) и ряд других. По многим из этих позиций задействованы и российские предприятия, которые участвуют в разработке и изготовлении отдельных узлов.

Само собой, буквально нашпигованный импортными комплектующими самолет будет сертифицирован по международным стандартам. Сегодня и отечественные, и зарубежные эксперты едины во мнении, что RRJ 95 наряду с машинами этого же семейства RRJ60 и RRJ75 будут обладать высокими экспортными возможностями. При этом немаловажно, что цена RRJ на западном рынке будет на 10-15% ниже чему у конкурентов. Что же касается отечественных покупателей RRJ, то правительство России готово к снижению или вовсе отмене пошлин на импортные поставки в рамках этого проекта.

На сегодня маркетинговые исследования показывают, что в ближайшие 15-20 лет мировой рынок может востребовать около 800 самолетов RRJ, из них примерно 300-350 машин останутся в России. Начало поставок RRJ ожидается в 2008 году. Это вполне реальные сроки благодаря применению перенятой у Boeing так называемой бесстапельной сборки, что позволяет на 30% сократить ее трудоемкость и, соответственно, - время постройки самолета.

Что касается конкурента RRJ украинского Ан-146, то он впервые поднялся в воздух в декабре 2004 г., а его сертификацию предусматривается завершить уже в первом полугодии 2006 г. С самого начала планировалось, что серийное производство Ан-148 будет осуществляться Воронежским акционер-ным самолетостроительным обществом (ВАСО) и киевским авиазаводом "Авиант". Однако, после выборов нового президента Украины и последовавшего охлаждения отношений между двумя странами подготовка производства на ВАСО практически прекратилась, и лишь недавно для Ан-148 был дан зеленый свет. В конце ноября ВАСО и АНТК им. Антонова заключили лицензионный договор, позволяющий начать серийное производство этого самолета в России уже в 2006 г.

В принципе "Сухой" и "Антонов" могут и не быть конкурентами, если первый начнет выпуск 95-110-местных машин повышенной дальности (3000 - 5000 км), второй - 70-80-местных машин умеренной дальности (1000 - 2000 км). При этом Россия определенно заинтересована в выпуске Ан-148, поскольку он на 69% состоит из комплектующих, производимых российскими предприятиями авиационно-космической отрасли.

В России продажей, поставками в финансовый и операционный лизинг этих самолетов занимается компания "Ильюшин Финанс К0" (ИФК). В настоящее время у нее уже сформирован портфель твердых и предконтрактных соглашений с российскими авиакомпаниями на поставку 54 самолетов. Кроме того, заинтересованность в приобретении 10 Ан-148 воронежской сборки проявила украинская авиакомпания "Аэросвит" и 7 - Республика Казахстан. Планируется, что в течение 10 лет на ВАСО будет собрано около 250 самолетов.

Немаловажная особенность подписанного лицензионного договора в том, что России имеет право самостоятельно дорабатывать Ан-148 от базовой версии до вариантов военно-транспортного самолета, специального назначения, грузового и грузо-пассажирского. По экспертным оценкам, Вооруженным силам РФ и другим российским силовым структурам может понадобиться порядка 200 таких машин, в том числе для морской патрульной службы, подразделений радио-электронной борьбы и радио-технической разведки, тактической разведки, воздушного командного пункта, а также в качестве топливозаправщика.

Помимо всего прочего реализация программы производства Ан-148 на ВАСО позволит гарантировано загрузить мощности этого авиазавода на ближайшую перспективу.

Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков




Российский фрегат будет летать с помощью отечественного двигателя.

19.01.2006

КОММЕРСАНТЪ

Производитель авиационных двигателей НПО "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область) открыло в Санкт-Петербурге филиал, который займется разработкой газотурбинных двигателей для военного кораблестроения. Идее создания отечественного производства корабельных газотурбинных установок, которые сейчас судостроители закупают за рубежом, больше 10 лет. Развитие она получила, как только ВМФ РФ решил строить новый фрегат.

Разработкой и производством газотурбинных корабельных двигателей НПО "Сатурн" займется совместно с ЗАО "Кировэнергомаш" -- дочерней компанией ОАО "Кировский завод". Соответствующее соглашение стороны подписали на Военно-морском салоне в июне 2005 года. Ранее "Кировэнергомаш" поставлял паротурбинные агрегаты для эсминцев, которые ОАО "Северная верфь" строило по заказу Китая. Специальное подразделение "Сатурна" -- "Сатурн-ВМФ" -- в свою очередь разрабатывает три проекта газотурбинных двигателей (ГТД). "ГТД, которые мы сейчас разрабатываем, могут устанавливаться на всех кораблях водоизмещением от 100 тонн до 40 тыс. тонн", -- отметил директор проекта Леонид Иванов. Пока главная задача петербургского филиала -- обеспечить отечественным двигателем новый фрегат проекта 22350, который Северная верфь будет строить для российского флота. Госиспытания энергетическая установка прошла осенью 2005 года.


Филиал "Сатурна" в Петербурге возглавил Евгений Чихаев, бывший заместитель главного инженера по подготовке производства ФГУП "Завод имени В. Я. Климова", главным конструктором корабельных двигателей назначен Валентин Паюсов, бывший главный конструктор ОАО "Звезда".


ОАО "НПО 'Сатурн'" по планам Федерального агентства по промышленности должно в ближайшие годы объединиться в холдинг с Уфимским моторостроительным производственным объединением -- они совместно выпускают двигатели для АХК "Сухой". Конкурировать новому холдингу, согласно предложениям Роспрома, придется с московским предприятием "Салют" и Омским моторостроительным производственным объединением имени П. И. Баранова.


В советское время для производства газотурбинных двигателей в Николаеве (Украина) был построен Южнотурбинный завод. В частности, он поставлял турбины для кораблей на воздушной подушке "Зубр", которые для ВМС Греции строило ОАО "Судостроительная фирма 'Алмаз'". Идея наладить выпуск судовых газовых турбин в России существует с начала 1990-х годов, однако программу не финансировали. Поэтому Балтийский завод, например, для новых фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии покупал газотурбинные двигатели у финской компании Wartsila. За развитие направления вплотную взялись после того, как было решено построить фрегат для российского флота. В 2001 году руководство ВМФ России утвердило "Концепцию создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" и возложил на НПО "Сатурн" функции комплексного поставщика.


Сейчас НПО "Сатурн" выпускает турбины для "Газпрома". По словам Леонида Иванова, они на 70% унифицированы с будущими корабельными ГТД. Впрочем, специалисты отрасли отмечают, что проект удастся запустить только в условиях адекватного финансирования. Разработки обойдутся не менее чем в 1,5 млрд рублей, при том что переоснащение производства в Рыбинске "Сатурн" профинансирует самостоятельно. Что же касается окупаемости проекта, то с учетом небольшого заказа по линии ВМФ РФ "Сатурн" делает ставку на экспортные программы, в которых в том числе активно участвует рыбинский завод "Вымпел", поставляющий сейчас катера в Мексику.

АЛЕКСАНДРА ГРИЦКОВА




НПО "Сатурн" открыло подразделение в Санкт-Петербурге, которое будет заниматься вопросами производством газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России.

17.01.2006

"Финмаркет"

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" открыло структурное подразделение в Санкт-Петербурге в целях создания и производства газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России, ранее поставлявшихся Украиной, силами российских предприятий. Ранее на ведущую российскую двигателестроительную корпорацию НПО "Сатурн", головное предприятие которой расположено в Рыбинске Ярославской области, филиалы в Москве и Московской области, решением Главкомата Военно-морского возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов. Об этом сообщает пресс-служба НПО "Сатурн".

В соответствии с "Концепцией создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" в настоящее время на НПО "Сатурн" завершаются работы по созданию базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей 4-го поколения. ГТД разработки НПО "Сатурн" М75РУ мощностью 6000-7000 л.с будет предъявлен на государственные испытания в текущем году, а ГТД М70ФРУ мощностью 12000-14000 л.с. - в 2007 году. Серийное производство и сервисное обслуживание данных судовых двигателей также будут вестись в Рыбинске.

НПО "Сатурн" совместно с НПП "Зоря - Машпроект" участвует и в создании российского судового ГТД - М90ФР мощностью 27500 л.с. для фрегатов проекта 22350. Осенью 2005 года ГТД М90ФР успешно прошёл государственные испытания в составе газотурбинного агрегата М56.

Типоряд ГТД 4-го поколения НПО "Сатурн" в различных сочетаниях полностью обеспечивает существующие и перспективные потребности ВМФ и ФПС РФ на ближайшие 10-15 лет в оснащении запланированных к строительству кораблей и катеров, в том числе с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, воздушной подушке и т. д.). По расчетам 1-го ЦНИИ МО РФ агрегаты на базе ГТД разработки НПО "Сатурн" М75РУ могут быть установлены на 10 проектах, а на базе ГТД М70ФРУ - на 14 проектах кораблей. Эти же двигатели обеспечат строительство всей номенклатуры предлагаемых российской промышленностью на экспорт кораблей и катеров водоизмещением от 100 тонн до 40 000 тонн.

Создание и производство газотурбинных корабельных агрегатов требуют налаживания широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, локальную систему управления, другие узлы и комплектующие. С этой целью 29 июня 2005 г. на 2-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге было подписано генеральное соглашение между ОАО НПО "Сатурн", ЗАО "Завод "Киров - Энергомаш" - дочерним обществом ОАО "Кировский завод" и ФГУП НПО "Аврора".

Очередным этапом в организации кооперации российских предприятий по созданию судовых ГТА и стало формирование в Санкт-Петербурге филиала НПО "Сатурн", основные задачи которого разработка судовых газотурбинных агрегатов на базе новых российских судовых ГТД 4-го поколения и реализация соглашений о производственной кооперации.

Большинство вопросов, связанных с привязкой судовых ГТА к конкретным проектам кораблей, взаимодействием с ключевыми контрагентами, будут решаться непосредственно в Санкт-Петербурге.




В середине 2006 года начнутся госиспытания первого российского корабельного газотурбинного двигателя.

17.01.2006

АРМС-ТАСС

В середине 2006 года начнутся госиспытания первого российского корабельного газотурбинного двигателя М75РУ мощностью 6000-7000 л.с. Госиспытания корабельного ГТД М70ФРУ мощностью 12000-14000 л.с. запланированы на конец 2007 г. Об этом сообщил журналистам Леонид Иванов, директор государственной программы "Сатурн-ВМФ", в рамках которой создаются российские корабельные двигатели.

По словам Иванова, на базе высокоэкономичных автоматизированных судовых ГТД 4-го поколения М75РУ и М70ФРУ, разработанных НПО "Сатурн", будут создаваться газотурбинные агрегаты, предназначенные для оснащения кораблей и судов ВМФ, Федеральной пограничной службы и МЧС России. Предполагается, что эта работа начнется уже в 2007 г., а после 2010 г. российские ГТА, как полагают специалисты, будут устанавливаться и на гражданские морские суда. Ими могут оснащаться корабли и катера различных типов и проектов водоизмещением от 100 тонн до 40 тыс. тонн.

"До настоящего времени корабли и суда ВМФ оснащались только украинскими энергетическими установками, теперь подобные установки будут производиться в России", - сказал Иванов. В первую очередь ими будут оснащаться корабли и суда новых проектов. Но они могут использоваться и для ремоторизации эксплуатируемого флота.

Как сообщил Леонид Иванов, стоимость разработки и создания непосредственно ГТД М75РУ и М70ФРУ составит не менее 1,5 млрд руб. Проект финансируются из госбюджета, поскольку он включен в "Программу развития ВС РФ до 2010 года".

Собственные средства "Сатурна", объемом примерно 50% от бюджетных средств, пошли на переоснащение и подготовку производства в Рыбинске. Именно там будут серийно выпускаться российские корабельные двигатели, и осуществляться их сервисное обслуживание.

Стоимость каждого газотурбинного агрегата, созданного на базе ГТД, в зависимости от комплектации, обойдется ВМФ в сумму не менее 3 млн дол. Стоимость М75РУ - примерно 1 млн дол, М70ФРУ - 2 млн дол, сообщил Иванов.

По словам директора "Сатурн-ВМФ", рынок на российские корабельные двигатели данного типа, включая экспортные поставки, составит около 260 единиц в ближайшие 10 лет. Программа их создания окупится, даже если будет выпущено половина от этого количества.




Филиал НПО "Сатурн" в Санкт-Петербурге будет разрабатывать газо-турбинные двигательные агрегаты для кораблей ВМФ России.

16.01.2006

АРМС-ТАСС

ОАО "Научно-производственное объединение" "Сатурн" открыло сегодня структурное подразделение в Санкт-Петербурге, которое займется разработкой газотурбинных двигательных агрегатов (ГТА) для кораблей ВМФ России, а также производственной кооперацией в этой области.

Как заявил на пресс-конференции директор программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов, в настоящее время в мире только три страны самостоятельно разрабатывают и производят газотурбинные двигательные корабельные агрегаты. Это "Дженерал электрик" (США), "Роллс Ройс" (Великобритания) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина). Стремление России стать четвертым участником этого бизнеса обусловлено в первую очередь тем, что приобретение ДУ для российских военных кораблей на Украине стало затруднительным по ряду политических и экономических причин. В этой связи в 2001 году Главкомат ВМФ России утвердил "Концепцию создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" и возложил на НПО "Сатурн" функции комплексного поставщика.

В соответствии с этой концепцией, НПО "Сатурн" завершает разработку базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых ГТД 4-го поколения М75РУ (российский унифицированный) и М70ФРУ (с форсажем). Для налаживания широкой кооперации российских предприятий при создании ГТА на базе этих двигателей на салоне МВМС-2005 подписано генеральное соглашение между НПО "Сатурн", ЗАО "Завод "Киров-Энергомаш" и ФГУП НПО "Аврора", а также сформирован филиал "Сатурна" в Санкт-Петербурге, для работы в котором привлечены специалисты ведущих питерских заводов, КБ и институтов морского и газотурбинного направления.




НПО "Сатурн" создает кооперацию российских фирм-производителей газотурбинных корабельных агрегатов.

16.01.2006

ИНТЕРФАКС-АВН

Научно-производственное объединение "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область) планирует объединить возможности российских предприятий, специализирующихся на разработке и производстве газотурбинных корабельных агрегатов для Военно-морского флота России, сообщил журналистам в понедельник директор программы "Сатурн"-ВМФ" Леонид Иванов.

"Ранее основная часть газотурбинных корабельных агрегатов производились на Украине. Сейчас поставлена задача организовать производственную кооперацию в этой сфере силами российских предприятий", - сказал Л.Иванов.

По его словам, создание и производство газотурбинных корабельных агрегатов требуют "широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, локальную систему управления, другие узлы и комплектующие".

По словам Л.Иванова, с этой целью на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июне 2005 года было подписано генеральное соглашение между НПО "Сатурн", НПО "Аврора" и ОАО "Кировский завод" - дочерним предприятием завода "Киров - Энергомаш".

На корпорацию НПО "Сатурн", головное предприятие которой расположено в городе Рыбинске Ярославской области, а филиалы в Москве и Московской области, главкоматом ВМФ возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов.

"Очередным этапом в организации кооперации российских предприятий по созданию судовых газотурбинных агрегатов стало формирование в Санкт-Петербурге филиала НПО "Сатурн", одной из задач которого является реализация соглашений о производственной кооперации", - сказал Л.Иванов.




Корабли ВМФ России будут оснащаться только двигателями отечественного производства.

16.01.2006

ИТАР-ТАСС

Корабли и суда ВМФ, Федеральной пограничной службы и МЧС России отныне будут оснащаться только газотурбинными энергетическими установками отечественного производства. Об этом заявил сегодня на встрече с журналистами директор программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов.

"До настоящего времени корабли и суда ВМФ оснащались только украинскими энергетическими установками, теперь подобные установки будут производиться в России", - сказал Иванов. В первую очередь ими будут оснащаться корабли и суда новых проектов - их Минобороны и других силовых ведомствах страны насчитывается около полутора десятков.

Газотурбинными установками, создающимися в России, могут оснащаться корабли, катера и суда различных типов и проектов водоизмещением от 100 тонн до 40 тыс тонн.

Для организации кооперации российских предприятий по созданию газотурбинных агрегатов научно-производственное объединение "Сатурн" /г.Рыбинск/ создало филиал в Санкт-Петербурге. В середине года начнутся госиспытания первого агрегата нового поколения М75РУ. Оснащение такими двигателями военных кораблей начнется в 2007 г., а после 2010 г. они, как полагают специалисты, будут устанавливаться и на гражданские морские суда.

НПО "Сатурн" специализируется на создании авиационных и корабельных двигателей, наземных энергетических и газоперекачивающих установок.




В Санкт-Петербурге отрылся филиал НПО "Сатурн".

16.01.2006

ИНТЕРФАКС-АВН

Научно-производственное объединение "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область) открыло структурное подразделение в Санкт-Петербурге в целях создания и производства газотурбинных корабельных агрегатов для Военно-морского флота России, сообщил "Интерфаксу-АВН" в понедельник директор программы "Сатурн" - ВМФ" Леонид Иванов.

"Основные задачи филиала - разработка судовых газотурбинных агрегатов нового поколения. Большинство вопросов, связанных с привязкой судовых газотурбинных агрегатов к конкретным проектам кораблей, взаимодействием с ключевыми контрагентами, будут решаться непосредственно в Санкт-Петербурге", - сказал Л.Иванов.

Он напомнил, что на двигателестроительную корпорацию НПО "Сатурн" решением главкомата ВМФ возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов для кораблей флота.

Л.Иванов сообщил, что на НПО "Сатурн" завершаются работы по созданию базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей (ГТД) 4-го поколения. ГТД разработки НПО "Сатурн" М75РУ мощностью 6000-7000 л.с. будет предъявлен на государственные испытания в 2006 году, а ГТД М70ФРУ мощностью 12000-14000 л.с. - в 2007 году. Серийное производство и сервисное обслуживание данных судовых двигателей будут вестись в Рыбинске.

НПО "Сатурн" участвует и в создании российского судового ГТД - М90ФР мощностью 27500 л.с. для фрегатов проекта 22350. Осенью 2005 года ГТД М90ФР успешно прошел государственные испытания в составе газотурбинного агрегата М56.

Типоряд ГТД 4-го поколения НПО "Сатурн" в различных сочетаниях полностью обеспечивает существующие и перспективные потребности ВМФ и морской Погранслужбы ФСБ РФ на ближайшие 10-15 лет по оснащению запланированных к строительству кораблей и катеров, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.

По расчетам 1-го ЦНИИ МО РФ агрегаты на базе ГТД разработки НПО "Сатурн" М75РУ могут быть установлены на кораблях 10 проектов, а на базе ГТД М70ФРУ - на кораблях 14 проектов. Эти же двигатели обеспечат строительство всей номенклатуры предлагаемых российской промышленностью на экспорт кораблей и катеров водоизмещением от 100 тонн до 40 тыс. тонн.

Для работы в петербургском филиале НПО "Сатурн" привлечены специалисты ведущих заводов Санкт-Петербурга, КБ и институтов морского и газотурбинного направления.

"Руководителем филиала - заместителем директора программы "Сатурн-ВМФ" назначен Евгений Чихачев, до этого работавший на Заводе имени Климова", - сообщил Л.Иванов.

По его словам, главным конструктором филиала назначен Валентин Паюсов, бывший главный конструктор ОАО "Звезда".

В Санкт-Петербурге сосредоточены ведущие научные учреждения, курирующие вопросы боевого применения и конструкции кораблей и судов (1-й ЦНИИ МО, 24-й ЦНИИ МО, ЦНИИ имени академика Крылова и др.); ведущие учебные заведения по судовым ГТУ (Военно-морской инженерный университет, Морской технический университет, Университет "ВоенМех", Военно-Морская Академия и др.); крупнейшие судостроительные КБ, разрабатывающие проекты с газотурбинными судовыми установками (ЦМКБ "Алмаз", Северное ПКБ, и др.); серийные заводы, строящие корабли с судовыми ГТУ (Северная верфь, Балтийский завод, СФ "Алмаз", МЗ "Алмаз" и др.); основные производители редукторов (ЗАО "Киров-энергомаш", ОАО "Звезда" и др.) и систем автоматизированного управления для судовых энергетических установок различных видов (ФГУП НПО "Аврора").





[ АРХИВ СМИ ]






АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК)

Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


ВКонтакте RSS news RSS press Союз машиностроителей Карта сайта

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2006-2023